Статьи

Швы применяемые для шитья кукол и игрушек

     Конечно можно купить готовую интерьерную куклу ручной работы или другую игрушку, но ведь гораздо интереснее сшить самой!

    Для того чтобы ваша работа выглядела привлекательно и изящно, аккуратно делайте швы.  Мягкие игрушки можно шить самыми различными видами швов. Ниже я кратко опишу несложные и наиболее часто встречающиеся.


Швы выполняемые вручную

Сметочная строчка

Использовать его можно для временного соединения деталей, например, вместо булавок. Очень простой в исполнении шов, но не достаточно прочный. Строчка выполняется по намеленной линии, через одинаковое расстояние, по прямой. При этом возможна различная длина стежка.

 

Шов «За иголкой»

Его также называют «машинным», потому что по внешнему виду напоминает строчку, выполненную на машине. Этот шов очень крепкий, поэтому им можно спокойно сшивать детали вашего изделия, отступив от краев, примерно пол сантиметра (0.5). Приступайте к выполнению обычной сметочной строчкой, затем, после завершения очередного стежка иголка возвращается назад к концу предыдущего. Помимо сшивания деталей изделия, этим видом шва можно вышить лицо у вашей будущей игрушки (например, брови, рот, ресницы).

 

Тамбурный стежок

Представляет собой непрерывную цепь из петель. Обычно его применяют для оформления, украшения изделия. Выполняют его по прямой.

 

Обметочный шов (по краям)

Используя краеобметочный шов, вы можете, как соединить различные части изделия, так и создать декоративные элементы. Шьем по прямой линии, делая отступ от краев примерно на пол сантиметра (0,5).

 

Невидимый стежок

Он понадобится вам при завершении работы над изделием. Его предназначение заключается в незаметном сшивании частей изделия с лицевой стороны. Его необходимо выполнять небольшими стежками, сильно не затягивая нить, в противном случае, он будет просматриваться на изделии. Я рекомендую брать в работу с этим швом самую тонкую иголку.

 

Французский узелок

Основной особенностью этого вида шва является его объемность. Используя французский узелок, вы можете сделать глаза небольшим по размеру игрушкам. Если занимаетесь вышиванием, с помощью этой техники легко создаются серединки у цветов, также небольших размеров.

В нужном месте проколите материал иголкой. Затем намотайте на нее нитку один и более раз (чем больше обвитий, тем крупней получается узелок). Держа натянутой нить, вставляйте иголку в то место, откуда изначально выходила нить. Узелок крепим с изнанки.

 

Пришиваем пайетки

Для того чтобы изделие имело законченный вид, рукодельницы часто стараются украсить его различными пайетками и бусинами, пришивать их достаточно просто, а чтоб работа выглядела аккуратной, я рекомендую вам брать в работу нитки тон в тон к бусинам (пайеткам).


Швы, выполняемые на машинке


   При создании игрушек вам достаточно овладеть всего двумя типами швов:


  1. стачной шов, который используется при сшивании нескольких деталей изделия;
  2. зигзагообразная строчка, используется при обметывании срезов, равно как и пришивании деталей аппликаций.


  Если у вас отсутствует швейная машинка – не расстраивайтесь! Ведь и в создании изделия руками есть своя прелесть. Да, вам потребуется больше сил и времени на изготовление, однако, благодаря этому, ваша игрушка приобретет особенные черты.

 

Принципы раскроя и сшивания деталей игрушек

   Основополагающим моментом в создании игрушки является раскройка ее деталей. Еще в школе, на уроках труда, учителя постоянно повторяли замечательную пословицу: семь раз отмерь – один раз отрежь. Отсутствие аккуратности и невнимательность при раскрое материала могут привести к браку изделия и утрате изначально задуманного.

  Раскрой изделия необходимо начинать с проутюживания ткани. Это необходимо для того, чтобы конечный результат изделия не выглядел мятым и имел товарный вид. Поскольку, очень трудно прогладить уже готовую работу.

   Примените следующий порядок раскроя ткани.


  1. Материал должен быть разложен на рабочей поверхности одинарным слоем изнанкой вверх.
  2. Расположите чертежи купленных выкроек для шитья кукол или других игрушек. Учитывайте расположение долевой нити и куда она направлена.
  3. При выкройке симметрично раскладываем элементы деталей. Это делается с той целью, чтобы можно было вырезать их на разные стороны.
  4. Границы деталей, а также нужные отметки наносятся портновским мелом, обмылком или маркером для ткани.
  5. Если вы делаете игрушку по описанию, обязательно следуйте инструкции и оставляйте припуски.
  6. Всегда проверяйте, как заточены мел или обмылок, в противном случае контур выкройки может быть неточным.
  7. Обычно, на темной ткане границы наносят обмылком, либо применяют карандаши, предназначенные для нанесения рисунков на ткани.
  8. Прежде чем начинать кроить, вспоминаем снова прекрасную пословицу: «Семь раз отмерь - один раз отрежь» и проверяем правильность нанесения контура каждой детали.
  9. И последний достаточно важный момент – качественные ножницы, достаточно острые, как следует заточенные. Вы ведь не хотите видеть неровные края и смятую ткань?


   Сшиваем детали будущей игрушки

  Сшивайте детали четко по намеченному контуру. Это правило распространяется как на шитье на швейной машинке, так и вручную. Для того, что бы мелкая игрушка имела какие-либо украшения, достаточно выполнить строчку с лицевой стороны.

  А вот при создании изделий более крупных размеров, наоборот, необходимо сшивать детали с изнанки и впоследствии вывернуть на лицевую.

  Чтобы края деталей казались аккуратными, следует выправить припуски на швы, поставить надсечки, а затем лишь только вывернуть изделие. Помните, оттенок нитей выбираем точно в цвет ткани.

 

ВИДЫ НАПОЛНИТЕЛЕЙ ДЛЯ КУКОЛ

  Раньше у мастеров не было такого обширного выбора наполнителя для кукол, как сейчас. Хорошо, когда есть из чего выбирать, но с другой стороны – появляется много вопросов. Какой купить наполнитель для кукол или других игрушек?

  Сегодня мы поговорим о разных видах наполнителя с их достоинствами и недостатками, и сделаем вывод, какие изделия лучше набивать тем или иным материалом.

  По происхождению материала наполнители делятся на натуральные и синтетические.


  Синтетические наполнители

Мастера используют такие синтетические материалы, как:

* Синтепон

* Синтепух

* Холлофайбер

* Гранулят

* Полифил

* Тинсулейт

  Существуют два способа производства синтетики – соединение полиэфирных нитей с натуральными волокнами (шерсть, хлопок), и переработка пластиковых отходов – бутылок, пакетов и т.д. Материал, полученный по первой технологии, намного качественнее и «правильнее».

  Волокна фасуются по-разному. Синтепон – фасованные волокна в рулонах, холлофайбер – мягкие комочки в пакетах, синтепух – пушистая масса в мешке.

  Основное достоинство синтетических наполнителей – гипоаллергенность. Также они устойчивы к влажности, запахам, разным насекомым. Синтетику смело можно стирать.

  Синтепон – популярный вариант наполнителя. Его волокна скрепляются клеем, иглами, валянием и термическим способом.

 Достоинства:

* приятный на ощупь

* теплый

* прочный

* гипоаллергенный (кроме клеевого)

* доступный

* водоустойчивый, можно стирать в машинке в щадящем режиме

 Недостатки:

* дополнительная работа – необходимость размельчать синтепон перед набивкой для равномерности распределения частиц;

* сложно ровно набить игрушку, может получиться бугристая поверхность;

* синтепон слеживается со временем, что влияет на форму изделия.


  Синтетический пух (синтепух) сделан по аналогии с натуральным пухом. Его волокна сворачивают в спираль и обрабатывают силиконом. Продается синтепух отдельными волокнами или небольшими шариками.

Достоинства:

* легкость;

* гипоаллергенность (не содержит клей и вредные вещества);

* влагоустойчивость;

* термоустойчивость;

* эластичность — быстрое возвращение в исходную форму без комочков после стирки или смятия;

* возможность стирки, отжима в машинке, глажки утюгом.


  Холлофайбер похож на синтепух, хотя делается по другой технологии. Это полые полиэфирные волокна в виде маленьких шариков, скрепленные с помощью высокой температуры.

  Холлофайбер – оптимальный вариант набивки для кукол, так как имеет ряд достоинств:

* гипоаллергенность

* антистатичность

* материал «дышит»

* экологичность, не содержит клея

* легкость и объемность

* упругость – не подвергается деформации

* износоустойчивы – сохраняют исходную форму

* можно стирать

  Во время процесса набивки мастер разделяет шарики на волокна. Делается это, чтобы достигнуть ровной поверхности без бугорков. Это актуально для хлопковых поверхностей. Если ваш материал плотнее, такой, как флис – можно обойтись без дополнительных процедур.


  Гранулят изготавливают в виде стеклянных, металлических или пластиковых шариков 2-10 мм в диаметре. Как правило, им набивают тедди-куклы и подобные им мягкие игрушки. В результате изделия более устойчивы и оригинальны на ощупь.

 Чаще всего гранулятом набивают лапки игрушки. Чтобы шарики не выпадали, их упаковывают в тканевые мешочки.

 Мастера предпочитают пластиковый вариант. Он легкий, дешевый, а по ощущениям такой же необычный. Стеклянный и металлический гранулят используют для того утяжеления определенных частей игрушки. К примеру, с помощью этих видов можно придать кукле устойчивость, чтобы она могла держаться на ногах. Металл ржавеет, так что игрушки, в которых он используется, нельзя стирать.


 Полифил схож с холлофайбером и синтепухом. Его выпускают в виде полотен (пэчворк) и волокон (куклы и игрушки).

 Волокна удобны – материал не нужно разделять, то есть процесс набивки пойдет быстрее. Полифиловые волокна обладают упругостью – изделия будут сохранять исходную форму. Кроме того, не будет такой неприятности, как комочки на поверхности.

 Полифил используют опытные мастера. Упругость позволяет набить разные части изделия по-разному – плотно в верху и легко на сгибах рук и ног для подвижности. Легкая набивка из полифила быстро восстанавливает форму без комков.


 Тинсулейт не подходит для набивки игрушек – волокна слишком тонкие, что не даст сохранить форму изделия.


  Натуральные наполнители

  Шерсть (сливер) – экологически чистый материал, ее используют при создании вальдорфских кукол.

  Шерсть используют для набивки, но только в сочетании с шерстепоном. Чистая шерсть сваливается, со временем изделия теряют форму. Шерсть долго сушится, способна вызвать аллергию, требует определенного ухода. Минусов больше, чем плюсов – шерсть в чистом виде не подходит для набивки игрушек и кукол

  Крупа – натуральный аналог гранулята. Крупу проще достать, да и стоит она дешевле. Используют гречку, рис, пшенную крупу и семена.

 Набитые крупой изделия часто применяют педагоги – такие куклы тренируют мелкую моторику. Крупу используют мастера народной игрушки.

  Крупа должна пройти дополнительную обработку высокой температурой (духовка или сковорода). Иначе в ней заведутся жучки. Затем наполнитель зашивают в тканевые мешочки и помещают в изделие. Игрушки, набитые крупой, лучше не стирать.

  Пух. Игрушки, набитые пухом, получаются легкими, мягкими и объемными. Но пух дорогой, его сложно найти, он требует специального ухода.

 Песок. Неплохой наполнитель для примитива и игрушки с лепными частями тела. Песок придает изделию устойчивость, с его помощью кукла сможет сидеть.

 Опилки используют как наполнитель для мишек. Для кукол такой материал подойдет, только если поверхностная ткань очень плотная.

 Бамбук. Хороший вариант наполнителя. Бамбуковое волокно обладает такими достоинствами, как

* Упругость

* Гипоаллергенность

* Стойкость к запахам

* Бактерицидность

* Влагоустойчивость – можно стирать.

 Оригинальные варианты набивки – высушенные травы, солома, фольга.


 Неудачные варианты для набивки

 Не подойдут для качественной набивки такие варианты, как вата, поролон и обрезки ткани.

 Вату легко достать, но набивка будет неровной. Кроме того, вата уязвима к влаге, теряет первоначальную форму, ее нельзя стирать.

 Поролон – синтетический материал, обладающий эластичностью и воздухонепроницаемостью. Обладает всего одним плюсом – легко найти.

 Не используйте поролон как наполнитель для кукол. Игрушки будут чересчур тяжелыми и плотными. Спустя время поролоновая набивка превратиться в крошки и изделие полностью потеряет свой вид.


 Резюме

 Выбирайте наполнитель под конкретную задачу. Не поддавайтесь стереотипу «натуральное всегда лучше». Например, холлофайбер отвечает всем гигиеническим и экологическим требованиям, а у идеала натуральности - шерсти - множество недостатков.

Стиль и виды текстильных кукол

  Текстильные куклы прекрасны в своем разнообразии. У новичков просто разбегаются глаза. Что ж, упростим задачу и поговорим о популярных направлениях этого русла хэнд-мейда.

   Начнем с главного. По предназначению текстильные куклы делятся на игровые, коллекционные и интерьерные. Игровые требуют дорогого материала, внимательной и аккуратной работы. К интерьерным куклам вопросов меньше – можно использовать недорогие материалы (главное, чтобы ткань сочеталась). Коллекционные куклы – нечто среднее.

   Все текстильные куклы имеют ряд особенностей:

* «Боятся» стирки. Вода может повредить акриловые краски, которыми часто расписывают лицо.

* Требуют аккуратного обращения. Иначе кукла быстро потеряет стиль или порвется.

  Делаем вывод: текстильная кукла - игрушка для взрослой девочки. Купить авторскую текстильную куклу, значит сделать подарок, который вызывает самые теплые эмоции. Кроме того, такое украшение добавит нотки оригинальности любой комнате.

   Перейдем к обзору основных разновидностей. Какие текстильные куклы шьют чаще всего?


  1. Первое место в нашем рейтинге заслуженно принадлежит кукле Тильде. Ее «мама» - Тоне Финнангер из Норвегии. Ей принадлежит идея, она же дала кукле имя. «Тильда» - потому что всем членам семьи Тоне дают имена, начинающиеся на «Т».

  Тильда не обязательно человек. Это может быть милая зверушка, рождественский ангелочек, Снегурочка – получается забавная мягкая игрушка.

   Выкройка Тильды достаточно проста, вам не обязательно владеть супер-навыками шитья. Весь образ персонажа довольно схематичен. Чаще всего на мордашке куклы только несколько бусинок, изображающих глазки и носик, рот обычно отсутствует.

  Очень важен наряд. Используйте кружево, натуральные ткани и пастельные цвета. Создайте несколько винтажный стиль, тогда ваша Тильда запросто будет покорять сердца.


  2. Следующая по популярности кукла – Снежка. Еще ее называют Снежной девочкой, «Куклой с большими ногами». Авторство принадлежит Татьяне Коннэ.

  Считается, что название «Снежка» пошло от Снежного человека с его впечатляющим размером стоп. Так что очевидная особенность этой жительницы игрушечной страны – большие ноги, форма которых позволяет кукле твердо держаться на ногах.

   Снежка похожа на Тильду глазками-бусинками. Кроме того, у нее тоже нет рта. На личике куклы всегда нежный румянец.

  Снежка – стиляга-модница, которая никогда не откажется от новой коллекции нарядов. Покупать одежду для интерьерных кукол Снежек для создания эффектного образа большеножки – весьма увлекательный процесс.


  3. Третье место в нашем рейтинге принадлежит Тыквоголовке. Прародитель Тыквоголовки – кукла по имени «Реггеди Энн». Ее автор - американский художник начала 20 века Дж. Грюэль Бартон. В 1914 году его дочь Марсела находит на чердаке старую куклу, которая когда-то принадлежала ее бабушке, маме Бартона. Личико Реггеди от времени полиняло, и художник нарисовал новое, черты которого знакомы многим современным мастерицам – треугольный красный носик и улыбка. Эта милая история имеет печальный конец – через год Марсела умерла в возрасте 13 лет.

 Особый стиль Тыквоголовкам придала известный мастер Елена Коган. Отличает их большая голова, напоминающая тыкву, со швом посреди лица. Раскраска личика не схематична, как у Тильды и Снежки – на нем выразительные глазки, рот и нос. Мастер может обдумать каждый штрих лица – в общем, полная свобода творчеству. Это дает возможность дать каждой Тыквоголовке свой характер.


   4. Чем-то напоминают Реггеди чердачные куклы. Название говорит само за себя – они производят впечатление потеряшек с чердака. Давным-давно мамы и бабушки американских детей сами мастерили куклы из того, что под руку попалось – мешковины, старых тряпок и соломы.

  Чердачных, или примитивных кукол отличает продуманная потрепанность. «Состарить» куклу стильно и со вкусом нужно еще уметь. Но так как примитивы – любимые куклы многих мастеров, в открытом доступе можно найти бесчисленное множество авторских выкроек и схем.


   5. У россиян есть свои «чердачные куклы» - народные славянские. Они куда древнее американских «сестренок».

   Народные славянские куклы издавна служили оберегом дома. Традиционные обереги не имеют лица – ни глаз, ни носа. Еще одна особенность – при шитье нельзя пользоваться ножницами, ткань разрывают вручную.


  6. Вальдорфскую куклу создали немецкие учителя в педагогических целях. Куклы – своеобразные друзья ребенка, они взрослеют вместе с ним.

    Пропорции игрушки полностью соответствуют детскому телу. Личико кукол малышей схематично, даже безлико - для развития воображения. Игрушка не навязывает определенный образ. Куклы для повзрослевших детей имеют более рельефные черты лица. Одежду ребенок подбирает сам.

   Вальдорфские куклы делаются из натуральных тканей – хлопка, льна, овечьей шерсти, очень приятных на ощупь. И сами дети, и мастера шьют Вальдорфов вручную по специальной технологии.


  7. Тряпиенсы, которых еще называют «тряпичные Барби». Родина тряпиенсов – Япония. Их придумала Юнг Хи Янг из Сеула. В детстве она всегда с восторгом любовалась куклами в витринах магазинов, но увы – семья была бедной.

  Юнг выросла, стала работать тележурналисткой. В один прекрасный момент она уходит в декрет. Появляется свободное время, и Юнг вспоминает о детской мечте. Она немедленно идет на рынок, покупает материал и шьет куклу, которую называет Dream Doll (Кукла Мечты).

   В тряпиенсах прослеживаются мотивы аниме, кроме того они напоминают Барби и кукол-примитивов.

Особенность тряпиенсов – глаза, которым несколькими штрихами придается любое выражение. Базовое состояние – закрытые веки. Юнг говорила, что ее куклы могут отражать настроение владельцев – грустное или радостное.       При отрисовке лица используются акриловые краски.

  Это изящные, воздушные куклы. Тряпиенсов достаточно сложно шить, но дело того стоит – при должном старании получится настоящий шедевр.


   8. Текстильные куклы на шарнирах и каркасе. Эти куклы очень авторские и сложные в исполнении.

 Благодаря каркасному скелету кукле можно придать любую форму и положение. Шарнирных отличает подвижность.

   Вообще это очень пластичные куклы. Их, как и Вальдорфов, можно использовать в педагогических целях.


   В творческой жизни мастера наступает момент, когда он создает свою, авторскую текстильная куклу. Вы будете кроить, шить, потом перекраивать и перешивать. А затем родится ваш собственный шедевр.

  Все мастера начинают со стандартных кукол. Выбирайте стиль, близкий вам, или же шейте разные виды игрушек. В конце концов и вы создадите куклу, которую запишут в подобный рейтинг.


КАК ПОДОБРАТЬ ТКАНЬ ДЛЯ ПОШИВА КУКЛЫ

  Сегодня мы поговорим о разных тканях, которые мастера используют для создания текстильных кукол и похожих игрушек.

 Лен

 Лен не так прост, как кажется. Он может различаться по плотности и содержать стрейч. Кроме того, лен отличается по функционалу – есть скатертные, интерьерные, костюмные и плательные льняные ткани.

 Чтобы не ошибиться в выборе льна, обратите внимание на текстуру и качество ткани – каждый тип льняной ткани имеет свои особенности. В обычном тканевом магазине сложно найти скатертные и интерьерные типы, но мы все же расскажем, чем они отличаются.

 Скатертный лен более плотный. Такую ткань сложно помять, но и утюжится она плохо.

 Интерьерный лен почти не мнется, приятен на ощупь и отлично подходит для драпировки. Это дорогой материал, который не продается маленькими частями – вам отрежут 1×2 метра и больше, если понадобится.

 Еще один важный нюанс – интерьерный лен чаще всего делают с принтами. Однотонный почти не продается. 

 Вывод: он неплохо подходит для изготовления покрывала или подушки, но не для куклы.

 Костюмные и плательные типы льна тоже дорогие, но дешевле скатертного и интерьерного.


  Как правильно выбрать лен?

 Выбирайте плотный материал, иначе изделие расползется по шву и будут заметны изнаночные нитки. Но не увлекайтесь плотностью, если в вашей игрушке есть подвижные части. Например, очень плотный лен не подойдет для рук и ног куклы Тильды. А вот для зайцев нужно выбирать именно сверхплотный лен, ведь там очень толстая раскройка.

* Лен должен быть мягким и подходящим к драпировке.

* Обратите внимание на структуру льна. Если нитки в плетении неравномерны, кукла будет выглядеть грубовато. Это неплохо для примитивов, но никак не для Тильды или Снежки.

* Выбирайте лен, который либо не мнется, либо хорошо утюжится. Если упустите этот момент – после выворачивания получится помятая кукла с неприглядными швами.

* Лен содержит стрейч? Растяните его. Если в растянутом состоянии лен напоминает сетку - отложите его. Вы же не хотите, чтобы через ткань просвечивала набивка. Выбирайте такой лен, который не меняет структуру при растягивании.

 Цена зависит от региона и популярности магазина. Турецкий и итальянский дороже, китайский подешевле, но ниже по качеству.


 Хлопок

 Сегодня легко найти качественный хлопок. В любом городе страны есть магазины для рукоделия, в которых можно купить хлопок для игрушек.

 Чем отличается хлопок, который не подойдет для пошива игрушек:

* Некачественная структура. В таких тканях очень редкое плетение нитей, материал просвечивает.

* Принты и рисунки не в тему.

* Чересчур плотная ткань. Чаще всего она используется для изготовления специальной одежды.

  Импортный хлопок очень дорогой - от 500 рублей за м.

 Бязь – это тоже хлопок. Если она достаточно плотная и подходящей раскраски, то вполне подойдет для изготовления игрушек.

 Батист и сорочечная ткань пригодятся для изготовления маленькой куклы. Просто продублируйте их флизелином, и получите нужную плотность.

 В магазинах, где продаются материалы для мебели, можно найти тонкий хлопок для обивки. Его тоже следует проверять на качество. Кроме того, он всегда молочного цвета. Хотите получить нюдовый оттенок – покрасьте с помощью чая. Плюс этого материала – доступная цена.

 Лучший вариант хлопка для пошива кукол - стрейчевый американский. Он отличается разнообразием оттенков и хорошо подходит для изготовления объемной головы с утяжкой. Найдете такой материал – смело используйте, он однозначно подойдет.


 Трикотаж

 Вы – новичок в изготовлении игрушек? Отложите пока трикотаж в сторонку. Это очень требовательный материал.

Купить трикотаж для кукол можно различных фактур и оттенков.

 Если вы все же решили использовать трикотаж, обратите внимание на следующие параметры:

* Плотность. Материал не должен просвечивать при растягивании.

* Растяжимость трикотажа. Из-за этого свойства понадобится много набивки, а размер куклы будет отличаться от задуманного.

 Мастера, которые трикотаж, вначале шьют пробное изделие, делают набивку и на основе получившегося создают выкройку под конкретную ткань.

 Трикотажем обтягивают детали игрушек, пошитые из плотных тканей, таких как лен или хлопок. Таким образом можно скрыть сочленение суставов и добиться естественной подвижности.


 Флис

 Флис имеет множество вариаций с самыми разными свойствами. Есть тонкие для подкладок и очень плотные, не уступающие фетру.

 Флис подходит для изготовления игрушек-животных и «упитанных» кукол.

 Плюсы этого материала – дешевизна, легкое шитье, экономия набивочного материала. Новички могут потренироваться на флисе делать ровные строчки, равномерно распределять набивку, шить кукольные наряды.

  Из фетра получаются красивые плоские куклы.

 Костюмная эластичная ткань нюдового оттенка – неплохой вариант для создания тела куклы. Необязательно использовать стрейч – тогда выбирайте ткань с плотностью как у льна.

 Габардин - достаточно плотный, но растяжимый материал. Это подходящая ткань для игрушек большого размера. И стоит недорого.


Особенности выкройки для разных тканей

* Хотите получить игрушку максимально близко к задумке? Выкладывайте выкройку по долевой нити неэластичной ткани.

* Если выложить выкройку поперек долевой, изменится высота (на несколько см).

* Из ткани со стрейчем в поперечном направлении получится более толстая игрушка, чем из неэластичного материала.

* Из тянущегося материала получится игрушка, отличающаяся от выкройки по размерам. Если не хотите получить более высокую и толстую куклу, уменьшите выкройку перед пошивом.

* Плотный флис не деформируется из-за слабой растяжимости.


Делаем вывод: для каждой конкретной ткани нужно делать свою выкройку. Поменяли ткань – меняйте и выкройку. Так вы получите именно тот результат, который задумали. 

Ошибки при создании текстильной куклы

  Этот материал покажется интересным новичкам – тем, кто мастерит текстильные куклы. Я проанализировала горький опыт многих мастеров (да и свой, конечно) и составила список основных «подводных камней» в нашем деле. Итак, топ-10 ошибок при создании кукол.


  Часто мастера не понимают, на каком этапе что-то пошло не так. Ведь работа делается с чувством и толком, и ее даже покупают. Первое успешно проданное изделие мотивирует нас мастерить дальше и дальше. И тут мы сталкиваемся с проблемой – покупатели не набегают, популярность в соцсетях не растет.


  Это тот самый этап, на котором начинается самокопание. Мы сравниваем свои работы с изделиями других мастеров, и начинаем сомневаться в себе. Итак, это и есть ошибка №1. Запомните – с опытом вы будете совершенствоваться в любом деле. Не стоит унывать и опускать руки. Продолжайте мастерить!


  Те, кто покупал мои дебютные работы в первую очередь обращали внимание на оригинальность игрушки со своеобразной задумкой. Они не концентрировали внимание на материале и цене (а она была совсем низкой). А затем мне захотелось чего-то нового - стала перебирать варианты игрушек, хотелось воплотить самые разные идеи. Я начала торопиться. Это и стало второй ошибкой.


  Не спешите. Понимаю, что у вас множество идей. Возможно, вы начинаете одну работу, потом голову посещает оригинальная мысль, и вот вы уже покупаете набор для создания куклы и усердно мастерите новую игрушку. Разумеется, все эти прыжки не лучшим образом отражаются на качестве. Делайте все вдумчиво, последовательно и – внимание, новички – медленно.


  Однажды я чуть не отправила покупателю игрушку с разошедшимся швом. А все из-за спешки. Мне часто доводится видеть работы, на которых мастер явно проигнорировал «поехавшие» швы.


  Третья ошибка - неподходящие материалы. Помните, что качество не всегда зависит от цены. Купить ткани для кукол можно недорого, но, если они сочетаются – все будет прекрасно. В крайности тоже не впадайте – поношенную одежду лучше выкинуть или использовать для других целей. Она только испортит внешность куклы.


  Неаккуратная набивка – наша четвертая ошибка. Наверняка вам встречались фотографии с неплотной набивкой, от чего на голове и шее куклы появлялись морщины. А ведь первое, что мы замечаем в игрушке – лицо. Делайте набивку головы и шеи как можно плотнее, особенно у кукол типа «тильда».


  Следующая проблема многих мастеров - пропорции. Пятая ошибка в нашем списке. Достаточно деликатный вопрос, ведь автор сам разрабатывает пропорции куклы. Сейчас я говорю о куклах с действительно странными размерами головы, рук или ног. Мастера не всегда учитывают тот факт, что определенная ткань растягивается, в результате чего может увеличиться размер тех или иных частей игрушки. Учитывайте особенности материала – они влияют на пропорции куклы.


  Не пренебрегайте посещением мастер-классов. Это моя шестая ошибка. Я думала, что на онлайн-обучение уйдет много драгоценного времени. Потом поняла, что сама не скоро пойму то, что может показать мастер за 5 минут. Не повторяйте моих ошибок – смотрите мастер-классы, находите выкройки. Кроме того, огромное количество информации находится в открытом доступе.


  Седьмая ошибка – не все обращают внимание на мелкие детали. Помните, что совершенство – в мелочах. Небольшие детали, такие как яркие пуговки, цветочек, шляпка способны придать завершенный вид любой игрушке. Даже интерьерная кукла должна вызывать желание рассмотреть ближе каждую деталь. Щепетильно продумывайте образ работы – так вы достигнете успеха.


  Ошибка № восемь – некачественные фото работ. Делайте хорошо освещенные фото, чтобы можно было рассмотреть самые мелкие детали. Для хорошей фотографии совсем необязательно иметь дорогую камеру. Достаточно делать снимки днем, подбирать фон и фильтры. Красивое фото собирает лайки, просмотры и репосты. Наверняка, это положительно скажется на популярности ваших работ.


  Девятая ошибка – живущий в нас хомяк. Я в свое время тоже скупала все материалы, что на глаза попадались. В конце концов половину отдала знакомым мастерам. Обдумывайте покупки, покупайте ткани, одежду, обувь для кукол только те, что нужны прямо сейчас. Ткани, сочетаемые по цвету, нужного размера – столько, сколько нужно на конкретную куклу. Вы же не хотите жалеть по поводу развеянных по ветру денег?


  А теперь – несущая стена этой коммуналки, десятая ошибка. Не занижайте цену. Ведите отчетность по доходам с продаж и расходам на материалы. Не выставляйте цену ниже себестоимости. Но и не завышайте. Часто мы видим работы других мастеров не хуже ваших, но за более низкую цену. Учитывайте этот момент, здоровая конкуренция – норма для хенд-мейд бизнеса.

Надеюсь, эти советы помогут вам победить страхи и двигаться дальше. Развивайте свой стиль, придумывайте нечто необычное, находите, чем можно отличиться от коллег. Со временем у вас будет свой фан-клуб людей, которые с радостью будут следить за каждой новой работой. Успехов!

Трессы для кукол: основные виды

   Сегодня мы поговорим о трессах (волосах) — что это, чем отличаются и для чего нужны.

   Трессы представляют собой искусственные или естественные локоны волос, от 7 до 80 сантиметров длины.

В основном трессы используются парикмахерами для создания эффекта пуш-ап и объемности причесок. В этих же целях трессы используют дома – их легко уложить без помощи специалиста. Кроме того, трессы можно распрямить или же завить.

   Натуральные трессы, по аналогии с другими волосами, парикмахеры разделяют на типы по национальной принадлежности донора, цвету и длине волос.

   Искусственные дешевле, но имеют определенный недостаток - их нельзя окрашивать.

   Мастера-кукольники широко используют трессы. Лучше всего купить трессы для кукол, сшитые в виде ленты. Кроме того, часто используются естественные трессы из различной шерсти зверей. Волосы человека кукольники воспринимают по-разному, поэтому про этот материал мы писать не будем.

   Чаще всего куклы попадают к нам совершенно лысыми. Из чего мастера делают «клиентам» прически?

   Искусственные Трессы

   Основной плюс этого материала – приятная цена.

Искусственные трессы идеальны для дешевых кукол, используемых в интерьере. А вот для игровых выбирайте материал поразборчивее, ведь ненатуральные волосы запутываются, что крайне неприятно. К тому же они сильно блестят, а волосины неоднородны по объему и цвету. Издалека можно не заметить, но на близком расстоянии детали отчетливо просматриваются.

   Такой вид трессов термоустойчив. Их можно завить с помощью плойки, уложить утюжком или термобигудями (что только кукольники не придумают). Кроме того, есть возможность всячески играть с формой локонов.

 

   Виды искусственных трессов:

   Канекалон максимально имитирует натуральные человеческие волосы. Это не синтетика, ведь в основе материала - водоросли. Структура канекалона напоминает человеческие волосы, но на ощупь сразу чувствуется отличие. Натуральный канекалон термоустойчив. Синтетический дешевле, но уязвим к высокой температуре.

   Синтетические волосы используют для интерьерных кукол со статичными прическами. Структура синтетики сильно отличается от естественных, она не подойдет, если вы стремитесь придать прическе максимальную реальность. Синтетические трессы нельзя греть, мыть, переплетать и играть с прическами. Сушку с помощью фена лучше не применять.


   Натуральные трессы

   Материалом для этого вида чаще всего служит шерсть животных. На пике популярности козья шерсть (мохер), также в ходу трессы из бычьей, верблюжьей шерсти и конские волосы. Овечья шерсть не используют – волосины слабые и мягкие; такой материал можно только валять.

   Мохер (ангорская шерсть)

   Ангорские козы имеют мягкую, шелковую и очень густую шерсть. Окрас чаще всего белоснежный, реже черный или серый.  Длина волосинок – 12-15, доходит до 30 см. Мохер – идеальный материал для самых разных тканей.

   Ангорская шерсть прочная и упругая. Кроме того, мохер легко подвергается окрашиванию. Ангорка – отличный вариант для трессов, ее чаще всего выбирают для основы парика игровой куклы.

   Какой бывает мохер:

   Ангорская шерсть различается по возрасту животного:

   Kid Mohair – шерсть от первого острига козы. Козленку в это время примерно полтора года. Это нежный и мягкий материал. Толщина волосинок около 27 мкр.

   Goatling — 2 остриг козы (возраст - меньше двух лет). Такая шерсть крайне приятная и шелковистая.

   Adult Mohair – такую шерсть получают при стрижке взрослых коз. Волосинки немного толще. Хотя и сейчас толщина едва приближается к 30 мкр.

   Конский волос любили вплетать индейцы, сейчас он используется в театре и кино для изготовления париков. Текстура конского волоса тяжелая (плотнее мохера и человеческих волос). Трессы из конского волоса блестят, они гладкие, ровные и прямые.

   Бычьи трессы напоминают грубоватую ангорскую шерсть. Бычья шерсть блестит, она довольно прочная и гладкая на ощупь. Отличается пористостью и увеличенной толщиной волоса, похожа на волосы брюнетов.

   Шерсть яка плотнее и толще человеческих волос, и изменяется по мере взросления животного. Шерсть по текстуре блестящая, шелковистая и упругая. Из нее делают парики, а также такой волос используют в салонах для создания эффекта пуш-ап.

   Верблюжья шерсть

   По сравнению с человеческими волосами шерсть верблюда тонкая и мягкая. Тем не менее, из нее часто делают парики.

   Мы перечислили виды волос, которые чаще всего используют кукольные мастера.

   А сейчас мы поговорим о производстве трессов. Швы склеивают эластичным клеем, который практически не заметен. Трессы имеют изнанку и лицо. На изнанке остаются короткие концы волос, где-то на полтора-два сантиметра. Волосы сшиваются, немного отходя от краев, затем кончики подгибаются, после чего прошивают еще один раз.

   Подходящая плотность – если из мохера, то приблизительно пятнадцать-двадцать грамм на метр, если длина не больше пятнадцати сантиметров. До двадцати пяти грамм на метра – если длина двадцать сантиметров. С более густыми трессами и шов будет заметным, придется нашивать или наклеивать волосы реже – качество парика ухудшится. Хотя для эффекта пуш-ап используют и более тяжелые волосы.

Итак, выбирайте материал для прически ваших мальчиков и девочек в зависимости от ваших задумок.